С Юбилеем, Сергей Григорьевич!

Сегодня нашему давнему знакомому, другу, партнёру, коллеге по двум крупнейшим объединениям работодателей — Научно-промышленному союзу и Союзу машиностроителей России Сергею Григорьевичу НИКОЛЬСКОМУ исполняется 70 лет.

Трудовую деятельность Сергей Григорьевич начал в Калининграде, в НПО «Энергия», трудился технологом на сборке двигательных установок летательных аппаратов. Это было связано с космическими полетами. Во время службы в Армии попал служить в систему военных представительств военно-воздушных сил или, проще говоря, в систему военной приемки. Первая должность — младший военпред. Потом закончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского, факультет авиационного вооружения, где готовили руководящий инженерный состав. По завершении учебы, в 1984 году, был направлен в Киров на Завод имени ХХ партсъезда, где служил в военном представительстве.

Затем Сергей Григорьевич попал в Корпорацию «Тактическое ракетное вооружение», генеральный директор Борис Викторович Обносов предложил поехать работать в Смоленск, на авиационный завод.

У Сергея Никольского получилось создать команду, которая стала основой всего коллектива. Было очень трудно, но в итоге всё получилось!

С Юбилеем, Сергей Григорьевич!Сегодня АО «СмАЗ» — перспективное предприятие, которое может строить самолеты для гражданской авиации, а также работать на оборонную промышленность.

Далее мы приводим отрывок нашего интервью, опубликованного год назад, где шеф Смоленского авиационного рассказывает о своей давней мечте — возрождении малой авиации России.

***

— Сергей Григорьевич, давайте поговорим о  малой авиации, которую, хочется верить, мы возродим в том числе и при участи Смоленского авиационного завода. Вот вы давно работаете в отрасли. Что изменилось принципиально за последние, допустим, 30 лет?

— Изменения идут всегда. Может в зависимости от обстоятельств разнится их скорость. Но все равно это непрерывный процесс.

Принципиально авиация совершенствуется по нескольким связанным направлениям, которые вынуждены как бы догонять друг друга.

Существенно повысились скорости самолетов. Но чтобы этого добиться, надо было улучшить аэродинамические свойства, снизить массу, повысить мощность двигателя – т.е. снять больше мощности с тех же объемов. Здесь иногда казалось бы мелочь может дать большой результат.

Для улучшения аэродинамики в последнее время широко используются мощные информационные технологии, которые заранее позволяют просчитывать оптимальные формы.

Масса самолетов при сохранении прочности каркаса и фюзеляжа снижается посредством разработки новых сплавов и композитных материалов, которые зачастую при снижении массы даже повышают прочность конструкций.

Мощность двигателя без увеличения его массы также повышается посредством расчетов и моделей, с использованием все тех же инновационных материалов.

В итоге мы повышаем скорость самолетов, но сталкиваемся с тем, что обшивка разогревается до порядка 1000 градусов Цельсия! А значит снова нужно разрабатывать новые жаропрочные материалы.

Самолет Як-18T
Самолет Як-18T

Общие сведения: легкий 4-местный многоцелевой самолет с двойным управлением, с низкорасположенным крылом, трехколесным убирающимся шасси.

На самолете установлен двигатель воздушного охлаждения с винтом изменяемого в полете шага.

Назначение:

обучение и тренировка летного состава;

патрулирование;

перевозка пассажиров и грузов.

— А органы управления. Как эволюционирует рабочее место пилота и электроника самолетов?

— Электроника постоянно эволюционирует в сторону надежности и обеспечения безопасности. Что касается работы пилота, то она постоянно становится более комфортной и стремится к минимизации возможного негативного человеческого фактора. То есть, конечно, управляет самолетом человек, но автоматика всегда готова в случае какого-либо непредвиденного ЧП взять управление на себя или хотя бы помочь пилоту в сложной ситуации.

— Скажите, а полная замена пилота автоматом скоро произойдет?

— Думаю, что все же, учитывая специфику полетов по воздуху, человек пока будет оставаться в кабине самолета в качестве контролера и наблюдателя, выполняющего, скажем так, «творческие» этапы полета типа взлета и посадки. А вот простые траектории уже вполне способен взять на себя автомат. Но ведь дело-то в том, что многие люди хотят испытать удовольствие от полета, от управления самолетом. Так что, уверен, пилоты будут всегда.

— А у вас на производстве роботы вытесняют людей?

— Отчасти. Но дело в том, что роботы хороши при серийном производстве. А у нас постоянно идут мелкосерийные, а иногда и уникальные изделия. Здесь пока без человек, без опытного творческого работника справиться не получится.

— Сергей Григорьевич, послушав Вас получается, что все готово для развития малой авиации…

— Да. Все готово. Особенно в последнее время благодаря усилиям Президента России Владимира Владимировича Путина, Правительства, профильных структур и ведомств наша отрасль и Смоленский авиационный завод в частности насыщается новыми станками. Мы постоянно осваиваем инновационные технологии и выпуск принципиально новых изделий. Опыт, кадры, оборудование… все есть для прорыва в малой авиации.

С Юбилеем, Сергей Григорьевич!

Просто мы не любим много говорить о своей работе, но поверьте: очень скоро от государства поступит такой заказ, и мы готовы взяться за дело. Верю, что необъятные просторы России будут бороздить десятки тысяч малых самолетов, развивая таким образом экономику, социальную сферу, культуру… да просто давая дальним родственникам из разных уголков страны повидать друг друга…

— И сколько из этих десятков тысяч малых самолетов будет смоленских?

— Думаю, что немало. Давайте не будем загадывать и говорить. Будем работать…

— Что ж, Сергей Григорьевич, благодарим за очень интересный оптимистичный разговор. Удачи Вам и Вашим коллегам во всех делах и начинаниях на благо Родины. С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *